Эпизоды великих сражений Первой мировой войны воссоздали униформисты из Беларуси и России

Признанная народами Европы городом-героем Сморгонь вновь оказалась на линии огня. Залпами из легендарных пулемётов «Максим» отмечен век Первой мировой.

Признанная народами Европы городом-героем Сморгонь вновь оказалась на линии огня. Залпами из легендарных пулемётов «Максим» отмечен век Первой мировой.

Для нас этот крупнейший вооружённый конфликт в истории человечества началась именно 1 августа 1914 года – с объявления войны на Восточном фронте. Эпизоды великих сражений воссоздали униформисты из Беларуси и России. А над полем солдатской славы вознёсся бронзовый «Гений».

«Кто под Сморгонью не бывал…». До и после тире: 4 года, 3 месяца, 10 дней… И, наконец, Первая мировая здесь снова с существительным «Великая». О чём сегодня говорят сотни артефактов. К выставке века их тщательно отбирали в государственных и частных собраниях Беларуси. Эту войну, ровесницу красной Революции, долго советовали забыть. Мол, она «бесславная», не наша…

Опыт, стоит напомнить, есть. Век назад в Минске уже был музей современной войны. Правда, он так и не стал общедоступным. Но почему Сморгонь признана центром памяти? 810 дней (с сентября 1915 года) тут держали оборону настоящие богатыри. 847 человек – случай исключительный – удостоились Имперского Георгиевского креста именно за боевые заслуги и храбрость в районе «мёртвого» города. Так писала газета «Нива» в 16 году.

«Прощание славянки» неслучайный марш на полях Первой мировой. Под него с 1914 года провожали на фронт и в Витебске, и в Смоленске, и в Харькове. Это первый в СНГ мемориал, памяти героев войны 38 стран. Столько было вовлечено в конфликт. Завершить комплекс обещают к вековому юбилею уже окончания войны.

Из 16 тысяч жителей довоенной Сморгони к 18 году в живых осталось лишь 154 человека. А сегодня весь 36-тысячный город замолчал на минуту. Первый митинг-реквием у «Крылатого гения солдатской славы» примирил все стороны Первой мировой.

И снова линия фронта. И снова залпы тысячи орудий… Атакуют то немцы, то русские. Это реконструкция реальной битвы 16 года, о которой писал Валентин Катаев. Знаменитый писатель сражался за Родину именно здесь. Санитаром под Сморгонью служил и не менее славный Константин Паустовский. Тогда погибли свыше 10 тысяч по обе стороны окоп.

Сколько таких свидетелей Первой мировой осталось, к примеру, в лесах Беларуси, никто не считал. Ясно другое: туристы готовы открывать «забытой» войны. Ведь не даром именно её окончание считают началом ХХ века и современного мира.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram