Пропущенное кино. «Хижина в лесу»: зомби, вызываю тебя

Далеко не все мировые премьеры доходят до белорусских кинотеатров. По разным причинам зритель лишён возможности увидеть не только «скучное» авторское кино с мировых фестивалей, но и горячие новинки широкого проката.
Пропущенное кино. «Хижина в лесу»: зомби, вызываю тебя

Далеко не все мировые премьеры доходят до белорусских кинотеатров. По разным причинам зритель лишён возможности увидеть не только «скучное» авторское кино с мировых фестивалей, но и горячие новинки широкого проката. ONT.BY представляет рубрику «Пропущенное кино», где будет рассказано о примечательных фильмах, которые так или иначе остались вне поля зрения. И если данные картины попадутся на глаза, советуем обратить на них внимание. Первым же «пропущенным» фильмом будет необычный ужастик «Хижина в лесу».

Джосс Уидон и Дрю Годдард, которые совместно написали сценарий к «Хижине в лесу», ранее сотрудничали над сериалом «Баффи – истребительница вампиров». Помимо того, Уидон снял комикс-блокбастеры «Тор» и «Мстители», а Годдард создал текстовую основу для «Монстро» и телесаги «Остаться в живых». Столь популярные и успешные проекты обещали, что и «Хижина» не затеряется в потоке хорроров, которые Голливуд в последние годы штампует с завидным усердием. Выход ленты на экраны у одних киноманов и экспертов вызвал восторг: кино нарекли вехой в жанре. Другие же ценители ужастиков абсолютно незаслуженно окрестили режиссёрский дебют Дрю Годдарда «наркоманским бредом»: всё же для создания постмодернистского слоёного торта из переплетённых жанров и коллизий нужна толика интеллекта и логического мышления. Так как раскрытие сюжетных ходов было бы преступлением перед зрителем, защита «Хижины» ограничится общим взглядом на контекст картины Годдарда в сфере массового кино.



Бывалые киноманы при слове «хоррор» вспоминают классических представителей жанра, как то «Зловещие мертвецы» или у «Холмов есть глаза». Однако жанровая эволюция не стоит на месте, пусть не каждый год, но разок в пятилетку выстреливает ужастик, который привносит в кинематограф что-то новое. При этом авторы не чурались стилистического смешения, чтобы их детище заставило обратить на себя внимание. Однако если для «Крика», «Ведьмы из Блэр» или «Звонка» понятие «хоррор» было применимо безоговорочно, то в случае с «Хижиной в лесу» возникают вопросы: а что именно мы смотрим? Возможно, по этой причине поклонники ужастиков посчитали творение Дрю Годдарда уродцем в семействе.



Пять студентов едут за город в лесную хижину, где собираются провести выходные. Внешне дом ассоциируется со зловещим местом, а старинные предметы из подвала и вовсе готовы разбудить живых мертвецов… Завязка фильма до боли знакома, и если бы картина продолжилась стандартной резнёй, «Хижину» можно было благополучно забыть как второсортный ужастик. Однако Дрю Годдард вводит клише для раскрытия совсем иной истории. Герои попали в лес не случайно, а их шаблонные роли – блондинка, девственница, учёный, качок, шут – навязаны совсем другими персонажами фильма… Таким образом, первоначально заявленный хоррор превращается в кино совсем иного жанра. Какого?

Сюжетный ход, когда за героями наблюдают «из-за стекла», более того, влияют на поведение, уместен для жанра антиутопии, где устроен настоящий театр марионеток. Здесь «Хижина в лесу» становится родственницей уже таких проектов как «Матрица» или «Шоу Трумана». Второй слой не последний. За подсматривающими тоже следят, поскольку трудятся они в угоду куда более древним, мифическим и устрашающим существам, чем оборотень или вампир. Антиутопия постепенно перерастает в традиционную фантастику о гибели человечества – такую жирную точку ставит Дрю Годдард в своём слоёном кинематографическом пироге.



Режиссёр «Хижины в лесу» устроил настоящее попурри из разных стилей, жанров, используя самые избитые приёмы и обыгрывая яркие клише. Нельзя определить, в каком жанре снято данное кино. Это хоррор о зомби и других монстрах, если шире – традиционная фантастика. Как и любое постмодернистское произведение, «Хижина в лесу» может быть названа комедией (Годдард иронизировал над стилями, да и локальных шуток в фильме хватает). Фильм будет стоять особняком в голливудском кино: при внешней схожести с рядом картин «Хижину в лесу» трудно вписать с ними в одну линейку. Таким образом, можно сказать, что Дрю Годдард снял уникальное кино: вроде бы черты узнаваемы, но в совокупности зритель ничего подобного не видел.

«Хижина в лесу»: производство США, 2011 год.

Мировые кассовые сборы: 66,5 млн долларов.

Актёры: Кристен Коннолли, Крис Хемсворт, Ричард Дженкинс, Сигурни Уивер

Награды: премия «Сатурн» за лучший фильм ужасов.

Подписывайтесь на нас в Telegram