В Национальном художественном музее открылась выставка мужского костюма и кунтушовых поясов

Не выезжая за пределы Минской кольцевой, посетители Национального художественного могут побывать «во граде Слуцке». Надпись сопровождает один из восьми кунтушовых поясов.

Не выезжая за пределы Минской кольцевой, посетители Национального художественного могут побывать «во граде Слуцке». Надпись сопровождает один из восьми кунтушовых поясов. Это экспонаты новой выставки накануне 75-летия музея, под сводами которого сегодня впервые представили проект из частной коллекции тканей. Владелец, правда, пожелал остаться в тени шедевров.

Принцип «просите больше – получите сколько надо» в этом случае сработал. Только наоборот. Договор был на семь поясов. И этот – восьмой – стал неожиданностью даже для кураторов проекта. В последний момент хозяин аксессуаров решил: мол, рядом с «а-ля» слуцкими явно не хватает сотканного непосредственно «во граде…».

Длина – до 4 метров, ширина – до 40 сантиметров. И до 200 граммов золота на одно такое изделие. Это (см. видео – прим. ред.) классический слуцкий вариант пояса, который носили те, кто сегодня отражается в стёклах витрин.

До 1818 – такую датировку сейчас предлагает владелец реликвии. Атрибуцию повторяют и экспликации к выставке. Пока. Нужна дополнительная экспертиза. Ведь учёные относят латинскую метку «VOGRADE| SLUCKE» к периоду между 1818 и 1846 годами. То есть к последним образцам «золотой» серии.

Елена Карпенко, куратор выставки «Золототканый шёлк, бесценный по работе…»: «Уже разделили на группы эти сигнатуры. Каждая из групп датирована. Но тем не менее иногда ещё возникают сомнения в этом плане. Например, загадочная сигнатура «FS» (латинкой подписано) очень долго безоговорочно относилась к Слуцкой мануфактуре. Когда появился хороший технико-технологический анализ, всё-таки пришли к выводу, что «FS» – это, скорее всего, Лионская мануфактура. Примерно так в 95 процентах случаев».

Также, как и на зале, названном условно «Радзивилловским». Вот (см. видео – прим. ред.) портрет князя по прозвищу «Рыбонька» – основателя производства, которому со второй половины XVIII века подражали и в Польше, и во Франции. Оттуда, кстати, на шёлковой основе метка «Słuck». Выходит, «повторять» первыми начали совсем не китайцы. Здесь сразу три пояса Лионские. А этот (см. видео – прим. ред.) – с восточным орнаментом – возможно, краковский, заката XIX столетия.

Илона Карлионова, художник-реставратор: «Уток просто перетирает основу. Из-за этого нить очень ослаблена. И получается, что во многих местах начинает она разрываться. То есть если это повесить на манекен, то мы можем просто вещь потерять. Здесь есть места, где цвет ткани родной, а есть, где очень сильно окислившийся».

В любом случае это сравнимо с чудом. До сих пор в госколлекциях нет ни кунтуша, ни жупана – неотъемлемых вместе с поясом элементов костюма нашей шляхты. Увидеть «Золототканый шёлк, бесценный по работе…» можно до конца октября. Впрочем, в кулуарах не исключают возможность покупки для музея части, либо всей коллекции неизвестного минчанина.

Подписывайтесь на нас в Telegram