Резонансные авиакатастрофы в истории – от гибели звёзд спорта до глав государств

За последнюю неделю мир потрясли целых три авиакатастрофы. 23 июля американский подросток, пытавшейся облететь весь мир на одномоторном самолёте, разбился вместе со своим отцом в Тихом океане.
Резонансные авиакатастрофы в истории – от гибели звёзд спорта до глав государств
За последнюю неделю мир потрясли целых три авиакатастрофы. 23 июля американский подросток, пытавшийся облететь весь мир на одномоторном самолёте, разбился вместе со своим отцом в Тихом океане. В этот же день на Тайване потерпел крушение пассажирский самолёт, перевозивший более 50 человек. Наибольший мировой резонанс вызвало падение 17 июля самолёта «Малайзийских авиалиний» на востоке Украины. На борту сбитого воздушного судна Boeing-777 находились 298 человек, все они погибли.

В связи с участившимися случаями крушения самолётов ONT.BY решил вспомнить крупнейшие резонансные авиакатастрофы в истории воздухоплавания.

Люди с древнейших времён мечтали летать подобно птицам. Но осуществить это удалось только в 1903 году, когда братья Райт подняли в воздух свой первый летательный аппарат. Это событие поистине стало золотой страницей в истории воздухоплавания. Но наряду с громкими победами авиации шли и катастрофы.

Первой жертвой в истории авиации стал 26-летний лейтенант Томас Селфридж. 17 сентября 1908 года аэроплан Flyer Model, пилотируемый Райтом и Селфриджем, стал сильно вибрировать и постепенно снижаться. На высоте чуть более 20 метров пилоты отключили двигатель и попытались плавно спланировать на землю. Но им это не удалось – самолёт разбился. Орвилл Райт отделался лишь переломами рёбер и ног. Селфридж же умер, так и не придя в сознание.
 
  
Спустя 27 лет с момента первого крушения произошла не менее громкая трагедия. С московского аэродрома взлетел самый большой самолёт того времени – «Максим Горький». В этот день он должен был совершить очередной демонстрационный полёт. Но буквально через несколько минут после взлёта произошла трагедия. В «Максима Горького» на полной скорости врезался истребитель сопровождения, которому специально для Сталина, лично наблюдавшего за полётом, было приказано выполнить «мёртвую петлю» вокруг гиганта. В результате «показухи» погибли более 45 человек.
 
 
Ещё одна громкая авиакатастрофа связана с английским футбольным клубом «Манчестер Юнайтед». 6 февраля 1958 года в аэропорту Мюнхена при попытке взлёта из-за плохой погоды потерпел крушение самолёт, перевозивший «красных дьяволов». Из 44 человек, находившихся на борту, 23 погибло. Жертв было бы намного больше, если бы не легендарный вратарь Гарри Грегг, который вытащил из горящих обломков самолёта несколько своих одноклубников, среди которых были Бобби Чарльтон, Джеки Бланчфлауэр и Деннис Вайолетта. Кроме того, вратарь сборной Северной Ирландии помог выбраться беременной жене югославского дипломата Вере Лукич и главному тренеру «МЮ» Мэтту Басби. За такую доблесть одноклубники Грегга прозвали его «Герой Мюнхена».
 
 
Немало нашумела и новость о гибели в авиакатастрофе Генерального секретаря Организации Объединенных Наций Дага Яльмара Агнэ Карла Хамаршэльда. В сентябре 1961 года самолёт, управляемый личным пилотом Хамаршэльда Карлом фон Розеном, потерпел крушение, не долетев до аэропорта Ндолы (Замбия) 15 километров. В той трагедии, причины которой до сих пор не установлены, погибли все 16 человек, находившиеся на борту. Сейчас на месте крушения самолёта ООН находится Мемориальный комплекс, который с 1997 года включён в Список всемирного наследия.
 
 
Самой же крупной и страшной авиакатастрофой в истории авиации стало столкновение в марте 1977 года двух пассажирских самолётов Boeing-747 в аэропорту Лос-Родеос, унёсшее жизни 583 человек. Дождливая погода, плохая видимость на полосе и неправильная интерпретация команд диспетчера – всё это и стало причиной трагедии века в воздухе. Ранним утром 27 марта 1977 два пассажирских самолёта Boeing оказались на одной взлётно-посадочной полосе аэропорта города Таринф. Причём один из самолётов брал разгон и собирался взлетать, а второй в это же самое время готовился к посадке. В результате два гиганта столкнулись фактически «лоб в лоб». Из 644 пассажиров двух самолётов сумел выжить только 61человек.
 
 
 
Надолго вошла в историю воздухоплавания и чудовищная ошибка советских военных, сбивших 1 сентября 1983 года пассажирский самолёт авиакомпании «Korean Air». Южнокорейский Boeing в результате сбоя системы навигации нарушил воздушное пространство СССР в районе Камчатки. После чего немедленно был сбит пилотом советского истребителя Су-15 Геннадием Осиповичем. Пассажирский лайнер упал в Охотское море недалеко от острова Сахалин. Ни один из 269 человек, находившихся на борту, выжить не смог. Эта трагедия усугубила и без того напряжённые отношения между Советским Союзом и капиталистическими странами.
 
 
 
Что касаемо последнего десятилетия, то и тут не обошлось без ужасных авиакатастроф. Невозможно забыть трагедию, произошедшую 10 апреля 2010 года под Смоленском. Самолёт польских ВВС, перевозивших всех высокопоставленных лиц республики, в том числе и президента Польши Леха Качиньского с женой Марией, упал в 500 метрах от аэропорта Северный, так и не долетев до взлётно-посадочной полосы. Уже позже, благодаря проведённым расследованиям катастрофы, удалось выяснить, что все системы самолёта до столкновения с землей работали нормально, однако видимость в аэропорту была ниже допустимой для посадки. Это и послужило причиной гибели всех 96 пассажиров лайнера. Однако далеко не все поляки готовы принять эту версию крушения «Борта №1», что ещё больше усложняет дипломатические отношения России и Польши.
 
 
Конечно, все мы помним и скорбим об игроках ярославского хоккейного клуба «Локомотив», которые 7 сентября 2011 года, направляясь на матч в Минск, разбились на перевозившем их самолёте «ЯК-42». На борту лайнера находились более 40 человек: 37 пассажиров и 8 членов экипажа. Выжить смог только бортинженер Александр Сизов.

Спустя год в Ярославле был открыт мемориал в память о погибших «Хоккейное братство», представляющий собой 37 (по количеству погибших хоккеистов) стилизованных клюшек, которые под одним углом зрения представляют собой падающую птицу, а под другим – взлетающий самолёт.
 
 
Фото: AFP
Автор: Роман Мартинович - специально для ONT.BY

Подписывайтесь на нас в Telegram