В Национальном художественном музее готовят выставку поясов по типу слуцких

Им подражали и в Москве, и в Лионе! Выставку поясов по типу слуцких готовят в Национальном художественном. Для музея это первый частный проект.

Влияние Востока испытала и отечественная материальная культура. Это из юго-западной Азии в наши края импортировали пояса. По крайней мере, так было до 50-х годов XVIII века. То есть пока «в граде Слуцке» не запустили станки ставшей всемирно известной «персиарни» – ткацкой мануфактуры, изделиям которой подражали даже в Лионе. Выставку аксессуаров по типу слуцких сейчас готовят в Национальном художественном музее.

Что снимать владелец отбирал лично. Однако сам пожелал остаться героем непубличным. Это давно как норма среди собирателей. Так что вопрошать «отчего?» не стоит. Итого перед нами 4 из 7 поясов для вернисажа. Все а-ля слуцкие. То есть нити ведут за пределы нашей Родины. К примеру, на мануфактуры востока Франции.

Елена Карпенко, заведующая отделом Национального художественного музея Беларуси: «В основном кунтушовые пояса. Два из них слуцкого типа. На одном поясе, что очень интересно, даже есть метка «Słuck». Но исследования польских специалистов и наши наблюдения показывают, что это, скорее всего, Лионская мануфактура».

Впрочем, к вопросу Слуцк либо Лион, иногда – Гродно (как в этом «золотом» случае) специалисты привыкли. Мол, уж очень схожи технологии. Да и орнамент. Кстати, именно пояс с меткой хозяин решил приберечь до открытия выставки. Дождитесь 31 июля. А начинался проект с экспертизы. Тогда раритеты впервые попали в музей.

В 30-тысячной коллекции Национального художественного сегодня лишь несколько фрагментов подлинно Слуцких поясов. Этот один из них. А на руках у частных коллекционеров, – говорят (конечно же, в шутку), – драгоценных тканей, как долларов у населения. То есть не счесть.

Ренессанс популярности поясов начался ещё в начале XX века. Аксессуары стали предметами купли-продажи в среде антикваров. Платили за них Радзивиллы, Гуттен-Чапские… Кто же был заказчиком этого «шёлкового» чуда? Учёным предстоит разобраться. Ведь аналоги пока не выявлены. Вообще коллекцию тканей неизвестного минчанина называют едва ли не самой уникальной в стране. Вещи – модная классика XVIII, XIX столетий.

Надежда Усова, заместитель генерального директора Национального художественного музея Беларуси: «То, что их начали коллекционировать люди состоятельные – это большой плюс. Это означает, что Государственная программа «Слуцкие пояса» работает очень хорошо!».

С 2008 здесь уже гостили пояса из Вильнюса, Львова, Москвы. К слову, сразу три объекта первой выставки из частного собрания – изделия предприятий России. Внизу бордюра увидите метку «К.Ф» – Купавинская фабрика князей Юсуповых. И ещё одна приятная новость: сразу 6 подлинно слуцких поясов депозитом на год представит нам Национальный музей Варшавы. Эти нити – действительно то, что объединяет Европу.

Подписывайтесь на нас в Telegram