Все христиане каждый год вновь и вновь проживают последние дни на Земле Иисуса Христа, печалятся его смерти в момент распятия и воскресают вместе с ним в Светлое воскресение.

Все христиане каждый год вновь и вновь проживают последние дни на Земле Иисуса Христа, печалятся его смерти в момент распятия и воскресают вместе с ним в Светлое воскресение.

Разумеется, за 2 тысячи лет и у православных, и у католиков сложились свои традиции подготовки и празднования Пасхи.

В коллекции настоятельницы Гродненского женского монастыря матушки Гавриилы более 250 сувенирных пасхальных яиц. Здесь и подаренные патриархом Алексием, и изготовленные монахинями вручную, и даже яйцо XVIII века с ликом Иоанна Богослова. Традиция превращать пасхальные яйца в сувенирные появилась относительно недавно – в XVI веке, но она всё равно лишь маленькое дополнение к истинной роли яйца в центральном событии всего христианства. Обычай дарить этот символ новой жизни на Пасху датируется I веком от Рождества Христова. И связан с приходом Марии Магдалины к императору Тиверию. В качестве подношения ученица Христа подарила ему куриное яйцо. Но Тиверий не верил, как может кто-то воскреснуть из мёртвых. В этот момент яйцо стало красным и отныне именно такое символизирует истинность христианской веры.

Игумения Гавриила, настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря: «И вот эти яйца, которые делаются в Великий Четверток, а освящаться будут в Великую Субботу, могут целый год не портиться. Но это, конечно, поверье. Вот сейчас покрасьте все яйца и в течение года их кушать, но вообще такая традиция. Это принято. Первое, что делается, это яичками, ну, там разные всякие прибаутки: кто крепче, кто разбился, кто не разбился. Но нужно именно скушать вот это яйцо, хотя бы половиночку, куличик. И чисто русская традиция – творог, творожная паста».

Оказывается, устраивать битву крашеными яйцами не более чем народная забава. Зато про настоящую Пасху – творожную – многие часто забывают. Это исключительно русская, православная традиция – готовить из творога со сметаной пасху в виде усечённой пирамиды с крестом и буквами ХВ. Блюдо считается символом Гроба Господня и напоминает верующим, что время кровавых жертв в прошлом. В предпасхальные дни символизмом пронизано буквально всё. И не только у православных. В костёлах появляются декорации. Но, безусловно, не для того, чтобы стало красивее.

Ксёндз Ян Кучинский, настоятель Фарного костёла (Гродно): «У нас в костёле две декорации, два алтаря. Первый называется «темница-вязница». Это мы вспоминаем, когда Иисуса поймали, осудили и бросили в темницу. Поэтому мы делаем эту декорацию, и туда переносятся святые дары в четверг вечером. Также люди приходят до позднего вечера, молятся при этой вязнице. Декорации специально делаются, чтобы человек мог увидеть и вспомнить это происшествие, когда Иисус был у вязницы».

Пасха не просто праздник – напоминают священнослужители. Важно ведь не сесть за стол и съесть яйцо. Можно и за стол сесть, но ни с кем не разговаривать. Как и Великий пост не подобие диеты. А истинный путь очищения.

Татьяна Стасюкевич, сестра Ордена Святейшей Семьи из Назарета: «Творожок стоит на Пасху. Раньше посты были более сложными, раньше не кушались в постах яйца и молочные продукты. Это тоже как бы уже праздник, вот и творог поставили, и мясо».

В отличие от других конфессий на столе у католиков можно увидеть агнца из теста в белой глазури. Ягнёнок символизирует Христа, которого несут, чтобы убить. Есть на столе и пасхальный кролик, вернее, крольчиха – она-то и несёт пасхальные яйца. Эта традиция пришла к нам из Германии. И вот теперь это животное активно популяризуется маркетологами из всех стран. Так что и не всегда разберёшь – какие традиции на самом деле древние и что нынче правильнее…

Когда-то бытовало на Руси поверье, что яйца, снесённые в Страстной четверг, а съеденные соответственно на Пасху, защищают от недуга. Сейчас, конечно, горожане вряд ли поедут с такой просьбой именно в четверг на птицефабрику или даже в деревню. В итоге традиция забылась. Но на смену забытому всегда приходит что-то новое. Современная печать позволяет делать наклейки для яиц с любыми изображениями. В том числе и с ликами святых. Которые после пасхального застолья отправляются куда? В мусорное ведро. Поэтому такой пасхальный «тренд» ни одна церковь поощрить не может.

Игумения Гавриила, настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря: «Мария Магдалена, когда она пришла к Тиверию, у неё же не было наклейки. Наклейки, конечно, можно, если растительный мир, птички. Спаситель и Божья Матерь – в мусорку…»

Виргиния Хотян, сестра Ордена Святейшей Семьи из Назарета: «Мы советуем не святить такие яйца с цветочками, потому что когда освящённые яйца, мы шкурки потом палим.Так, чтобы не валялось в мусоре. Ну, потому что это священное, и поэтому вот эти плёночки-наклейки, так как они не горят, не гниют, – лучше их не использовать».

Ещё лучше не использовать и краски из магазина. Всё-таки самый традиционный краситель для яиц – луковая шелуха. Однако избежать новых веяний не удаётся даже в монастырях. Зато способы украшения передаются сёстрами и монахинями из поколения в поколение. Вот такое мраморное можно получить, если нарезать луковую шелуху… и колготки. А после опустить в зелёнку. Вместо луковой шелухи в необычный мешочек можно добавить и веточку петрушки. Ну а наклейки своими руками и вовсе делают из салфеток. Вырезанный цветочек и два снятых слоя салфетки позволяют прочно приклеить его к яйцу обычным белком.

Для православных и для католиков кулич – главное пасхальное блюдо, напоминающее о трапезе Христа со своими учениками, чтобы те поверили в его воскрешение. Раньше куличи пекли в формах объёмом с ведро – русская печь это позволяла. Современные духовки диктуют совсем другой стиль и даже рецепты. Кулич ли это или пасхальный кекс – главное, чтобы приготовлено было с душой.

Во все времена к приготовлению кулича подходили крайне ответственно, ведь считалось, что если он удался – будет в семье счастье. За многие века изменился мир, изменились и традиции, но остались устои. Ведь даже если кулич отправляется не в печь, а в хлебопечку, это не значит, что его не нужно перекрестить.

Игумения Гавриила, настоятельница Гродненского Свято-Рождество-Богородичного женского монастыря: «Основное – это всё-таки душа, она вечная. Всё остальное тленное. Поэтому основное – подготовка к Пасхе – это, конечно же, Господь нам дал пример. 40 дней сам постился. и поэтому люди тоже должны были пройти поприще Великого поста».

Татьяна Стасюкевич, сестра Ордена Святейшей Семьи из Назарета: «Пасха – это духовные переживания, Пасха должна нас менять, вести нас к воскрешению, потому что, если свести Пасху на внешние традиции, это будет один из праздников».

Ксёндз Ян Кучинский, настоятель Фарного костёла (Гродно): «Люди поэтому очень часто путаются и приносят только освятить. Освятили всё – опять домой быстрее. Что такое Пасха, мы до конца не понимаем. Это с израильского – переход из одного состояния в другое, лучшее. Мы должны перейти от греха к свободе».

И в православном монастыре, и в католическом костёле нам напоминали о главном – говорить о мирских символах Пасхи можно бесконечно. Но нужно ли? Ведь у каждого в этой жизни – свой путь. И выбор, как пройти этот путь до Христова Воскресения. И – далее...

Подписывайтесь на нас в Telegram