«Балет выбрал её» – так сегодня говорят о Лидии Ряженовой, одной из старейших народных артисток БССР – 90! К юбилею в столице открылась выставка, которая, скорее, напомнила публике блистательный спектакль о «Золушке» без антракта. Сама же героиня праздника этот день встретила под настоящий «вальс цветов».
Эту миниатюрную легенду большой сцены мы нашли в пригородном пансионате. Здесь сейчас живёт Ряженова: скромно, но уютно. Лес вокруг, словно декорация к её звёздной «Спящей красавице». Экс-принцесса Аврора… Впрочем, почему «экс»? Только всмотритесь, как держит спинку Лидия Михайловна в свои-то 90! На год старше Плисецкой.
Лидия Ряженова, народная артистка БССР: «О, правда! Я даже не знала об этом. Долгоживущие, может быть, потому, что много двигаемся на сцене. Заставляем себя тренировать тело, руки, ноги. Семьи нет. Ну, так… у меня был балет! Того-то нет – у меня был балет! Я танцевала, радовалась, получала удовольствие от музыки. Всё хорошо!»
Это была эпоха маленьких балерин. Не таких, как сейчас Волочкова либо Лопаткина. В Москве парили 165 сантиметров Улановой. Наша Одетта – чуть-чуть пониже. Зато один в один размер ноги – 35-й. Пуанты Ряженовой легли в витрину. Выставка – совместный проект госмузея истории театра и Большого театра, чьим подмосткам актриса служила с 1947 года.
Ряженова – «царица афиш» до 1968. Она исполнила весь классический репертуар. И, что самое-самое, – национальный! Под стать примы в первом отечественном балете «Соловей» создавал костюмы, к примеру, великий Павел Масленников. С партнёрами у Лидии Михайловны тоже сплошные романы. Сценические, конечно.
Лидия Ряженова, народная артистка БССР: «Хороший партнёр был Миронов, который меня «таскал». Особенно это было, когда мы ездили в Америку на гастроли. Там так принимали! Они решили, что балерину поднимает, да и держит на одной руке… И обязательно хлопали».
Овации для Ряженовой звучали и на выставке к юбилею Ряженовой. Кто-то заметил: на этой фотографии она уж очень схожа с Гретой Гарбо. Тонкие линии Лидии Михайловны пленяли и первых секретарей, и президентов. Недаром лидер Камбоджи вручил артистке Орден искусств. Она хранит его рядом с благодарностью всесильной Фурцевой.
На подоконнике Ряженовой – настоящий «бал цветов». Их присылают по-прежнему преданные поклонники. Но на сцену Большого она больше не хочет ступать. «Побывать, посмотреть! Только напомнить – будет больно. Да нет, не надо, не надо! У меня была счастливая жизнь, хорошая жизнь, удачная!»
Подписывайтесь на нас в Telegram