В свободном падении

Украинские олимпийцы уезжали из одной страны, а вернулись в совершенно другую. И если киевский майдан затих, то беспорядки и противостояние перенеслись в восточные и южные регионы.
В свободном падении
Украинские олимпийцы уезжали из одной страны, а вернулись в совершенно другую. И если киевский майдан затих, то беспорядки и противостояние перенеслись в восточные и южные регионы.

Как повлияет на ситуацию решение Совета Федерации России о предоставлении президенту Путину возможности использовать войска на территории Украины – для защиты российских граждан и соотечественников – тоже, что называется, большой вопрос. Ранее руководство Крыма отказалось признавать смену центральной власти. А новый премьер Автономной Республики Крым Сергей Аксёнов обратился к Путину с просьбой обеспечить мир в регионе.

Всё это, естественно, на фоне ухудшения социально-экономической ситуации в соседней стране – эдакого постреволюционного синдрома.

Пока в центре столицы стреляли, украинцы во всех остальных уголках страны, в том числе и в самом Киеве, в панике скупали сахар, крупу, муку и другие товары первой необходимости. Забитые доверху тележки и непривычный для будних дней ажиотаж в супермаркетах снимали на мобильные телефоны сами участники событий.

Но хорошо, если было за что пойти в магазин. Снять деньги в банкоматах удавалось немногим. Наличка заканчивалась в несколько раз быстрее обычного. Позже выяснилось, что инкассаторы не рисковали выезжать в воюющий город, где фактически в любой момент машина с деньгами могла быть захвачена. Тем временем очереди в 20-30-40 человек становились еще длиннее – к банкоматам, в которых деньги ещё оставались.

Затруднения возникли и с операциями по картам. Как поясняли потом работники банков – именно из-за того, что «все снимают деньги с карточек». Ошарашенные люди с паспортами шли в отделения банков – и начинали паниковать ещё больше. Когда понимали – здесь тоже на всех не хватает…

Пропорционально росту панических настроений усиливались и защитные меры банков – многие из них сразу же ввели лимиты на выдачу валюты со счетов. Не более 500 долларов на руки. И это было только начало.

Некоторые обменники в Киеве вообще стоят закрытыми. Сразу несколько банков ограничили валютные операции для населения. Доллары нельзя ни купить, ни продать. Банкиры говорят – это меры временные, но такие заявления провоцируют ещё большую панику и ещё больший спрос на валюту.

Уже к концу недели новый глава Нацбанка Украины заявил – из-за массового стремления вкладчиков досрочно разорвать депозитные договоры доступ к средствам валютных вкладов теперь тоже ограничен. Вернуть раньше срока можно, но только в гривнах по курсу на сегодняшний день. А курс вместе с финансами за последнюю неделю спел уж очень трагичный романс…

Александр Охрименко, руководитель Украинского аналитического центра: «Кто в эти дни смотрел валютный рынок, это было просто невероятным. За один день покупали до 5 миллиардов долларов. Деньги не то что убегали, а головокружительно убегали с Украины!

Ситуацию в экономике новое правительство назвало катастрофической. Казна пуста, есть проблемы с выплатой пенсий и зарплат бюджетникам. Госдолг растёт и уже перевалил за 73 миллиарда долларов. Международные рейтинговые агентства пророчат Украине дефолт. В пятницу правительство назвало новую цену спасения страны. С начала недели эта сумма выросла в три с лишним раза и теперь составляет 130 миллиардов долларов. Ждать денег от России пришедшим к власти с баррикад пока особо не стоит – по крайней мере, программа помощи в 15 миллиардов заморожена. Более того, Украина уже потеряла и скидку на российский газ. В Москве заявляют – продлевать контрактное соглашение с Киевом нет смысла.

Уповать остается только на МВФ. Уже на следующей неделе в столицу Украины прибудут эксперты организации. Но ждать от фонда манны небесной тоже не стоит.

Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований: «Условия МВФ, к которому Украину подталкивают ЕС и США, это изменение коммунальных цен, которые могут увеличиться в два раза».

Усугубляет ситуацию ещё и то, что пока по улицам ходят толпы манифестантов, никто не может гарантировать безопасность бизнесу. А деньги, как известно, любят тишину. Потому украинские и зарубежные предприятия сейчас если и не сворачивают свою деятельность в стране, то выжидают. За последнее время не заключено ни одного долгосрочного контракта с украинскими партнёрами.

Олег Ногинский, председатель Ассоциации «Поставщики Таможенного союза»: «Россельхознадзор принял первое решение. В связи с тем, что они не понимают возможности обеспечения безопасности производства продуктов питания, на территорию Таможенного союза полностью закрыт экспорт свинины из Украины. Это буквально случилось на днях. То есть полностью закрыт экспорт. О чем это говорит? Что страны партнёры уже реагируют на хаос, который происходит в системе государственного управления. Ни белорусские, ни российские кампании не горят желанием заключать контракты с украинскими партнёрами по той причине, что они не понимают, насколько здесь предсказуемая ситуация и насколько украинские партнёры будут в состоянии исполнить свои обязательства. С ними стараются не договариваться. То же наблюдаем со стороны Евросоюза. То есть фактически сегодня весь бизнес замер, а если ты замер весной, то у тебя будут проблемы и дальше».

Впрочем, полное отсутствие в стране финансовых средств не помешало в Киеве запустить новую маршрутку, которая всего за 3 гривны отвезёт из Киева прямиком… в резиденцию Виктора Януковича в Межигорье. И это почти как в той пословице: других посмотреть получается, себя показать – пока не очень…

Есть ли смыл продолжать работать, раздумывают многие и в туристическом бизнесе. Такой удар может стать смертельным для отрасли. Ехать в Украину из соображений безопасности не рекомендуют белорусам. Даже руководство США, несмотря на множество навязчивых советов украинскому государству, своим гражданам советует держаться подальше от Донецка, Луганска и Харькова, где могут быть столкновения. Такое предупреждение появилось на сайте Госдепартамента США. И если совсем недавно в Крыму ещё надеялись, что бесстрашные российские туристы «спасут» сезон, то сейчас и россияне массово сдают путёвки.

Майя Ломидзе, исполнительный директор Ассоциации туроператоров России: «Очень много аннуляций, отказов от уже оплаченных туров. Особенно это касается тех, кто детей планировал отправить в оздоровительные лагеря или планировал отдохнуть в Крыму с маленькими детьми, и пока туроператоры возвращают средства в полном объёме, потому что понимают сложившуюся ситуацию».

Тем не менее, новые власти как будто нарочно лишь разогревают антироссийские настроения. Принимая, к примеру, закон, который ограничивает употребление русского языка в стране. Москвич Василий Мамонтов, родившийся в Хмельницком, сегодня искреннее не понимает, почему он, ликвидатор Чернобыльской аварии, перенесший лучевую болезнь, вдруг стал чужим и чуть ли не врагом на своей второй родине?

Василий Мамонтов, житель г. Москва: «Я планировал поездку домой, на могилу к матери, но, скорее всего, не придётся поехать, потому что такие проблемы там есть, поэтому, я думаю, что мы не поедем туда. Если там всё восстановится, конечно, мы туда поедем, но сейчас ехать и подвергать опасности себя и свою семью… Прискорбно всё это».

В Киеве беспорядки закончились, но беспорядок остался. Некоторые кафе и магазины в центре города до сих пор не работают. И хотя аренда офисов здесь заметно подешевела, владельцы не знают, надолго ли установился мир. И если нет, то какой резон вкладывать деньги в восстановление зданий? Магазин детской одежды оказался в самом эпицентре боевых действий. Несколько коктейлей Молотова – и помещение выгорело дотла. Консьерж из дома «по-соседству» вспоминает, как это было – работников эвакуировали, товар – не успели.

Виктор Полевый, консьерж: «Ну то, что, может, успели вынести, когда ещё начиналась война. А так – большая половина, как говорится, навернулась там».

Владелица сгоревшего магазина в последний момент от встречи со съемочной группой отказалась. Она опасается за собственную жизнь: с недавнего времени ей стали регулярно приходят СМС-сообщения с угрозами от неизвестных людей. Это знаменитое шариковское «отнять и поделить» звучит в революционных украинских городах всё громче. Представляясь активистами радикального «Правого сектора» или «Самообороной», вооружённые люди сейчас могут запросто зайти не только в административное задание, но и в дом к чиновнику или бизнесмену. Так, накануне от руководителя Апостоловской райадминистрации в Днепропетровской области в его собственном доме какие-то люди требовали 30 тысяч долларов. Вмешалась милиция. Но порой и она не знает, как действовать при новой власти и кого защищать. К примеру, похождения Александра Музычко, больше известного как Сашко Билый, бурно обсуждают в социальных сетях. Активист «Правого сектора» в Ровенской области вот так, «по душам» общается с районным прокурором. И бряцает оружием на заседании областного совета.

Новый министр внутренних дел Украины Арсен Аваков уже заявил, что такое поведение – ни что иное как «100-процентное скотство и предательство интересов Майдана». Но интересы Майдана каждый понимает по-своему, поэтому об уголовном деле против Музычко даже в прокуратуре говорят с опаской. Ведь он обещал, что придёт к каждому – прямо домой!

Андрей Золотарев, политолог: «Реально люди ещё остаются на войне. Сейчас это становится таким: всякая мразь, вылезающая из всех щелей. Как всегда, такие бурные события, они поднимают на поверхность всё самое вонючее и самое легковесное. Ну, это закон истории».

«Крайними» в этой украинской истории оказались не только некоторые личности реальные, но и монументальные. По всей стране прокатился «ленинопад». 22 февраля активисты снесли 12 памятников Ильичу. Ленин на бульваре Шевченко в Киеве был повержен ещё раньше – в декабре прошлого года. Причём зарубежные коллекционеры предлагали за него городу деньги – уникальный экземпляр, ценный камень. В конце концов, памятники, которые так мозолят глаза национальной идее, могли быть законно демонтированы и собраны в одном месте, в музее советского периода, как это сделали в Литве или Латвии. Но улица решила по-другому – разбить кувалдами, растащить на куски. Впрочем, в Украине такая уж мировоззренческая традиция: в происходящем сегодня всегда виноват кто-то из прошлого.

Михаил Пархоменко, первый заместитель председателя Украинского общества охраны памятников истории и культуры: «У нас пострадали не только памятники вождям советского периода, но и памятники видным военачальникам. Был снесён памятник Кутузову, пострадали памятники воинам ВОВ, землякам погибшим. То есть под волну протестных настроений попали памятники, которые надо сохранять, которые не несут под собой никакой политической нагрузки».

Ни о какой политике, прозападной или пророссийской, не могло быть и речи, когда в ночь на 19 февраля неизвестные громили и разворовывали фонды Музея истории Киева в Украинском доме. Это здание занимали то протестующие, то силовики. Итог противостояния – выломанные двери, украденные компьютеры, документация. Из хранилища пропали старинные иконы, предметы быта XVIII-XIX веков. Некоторые экспонаты разбиты и реставрации уже не подлежат. Мародёров ищут до сих пор.

Людмила Сургай, главный хранитель Музея истории Киева: «Людей наших в ту ночь не было, когда погромили музей. Неизвестно, чем бы это закончилось. Потому что здесь мы нашли и опустошённые бутылки из-под спиртного, и окурки…»

Сейчас улицы Киева зализывают раны. Из центра города только на этой неделе вывезли больше двух тысяч тонн мусора. Основные баррикады, по периметру Майдана, активисты решили пока не разбирать. То есть боевая готовность не отменяется. Движение разблокировано лишь отчасти. Новая власть обещает, что некие спонсоры вскоре помогут восстановить брусчатку и отремонтировать здания. А вот кто поможет обычным жителям Киева справиться тем с шоком от событий, которые происходили «под боком»?

Иван Трофименко, житель г. Киева: «Для меня это всё ужасно, страшно. И сам я боюсь выходить, и семье не разрешаю. Особенно страшно за детей и за внуков».

К чему готовиться? Куда бежать? Что будет завтра, а может, уже через час? Вот уже больше трёх месяцев жизнь во многих городах и весях Украины как на пороховой бочке. И уже очевидно, что ещё «рванёт» – и в политике, и в экономике. Ну, а из последних хороших новостей – пожалуй, только приход весны. Но даже её здесь обещают слишком изменчивой.

В студии «Контуров» – ведущий ток-шоу «Позиция», историк и политолог Вадим Гигин.

Подробности – в видеоинформации

Подписывайтесь на нас в Telegram