В Национальном художественном музее прошла встреча с французскими художниками-самоучками Сержем Пайаром и Жаном-Луи Серизье

Под сводами Национального художественного звучало «bonjour» (бонжур) и «здравствуйте!». Так в музее приветствовали кумиров «ар брют». По-нашему – «грубого», либо «наивного», искусства.

Под сводами Национального художественного звучало «bonjour» (бонжур) и «здравствуйте!». Так в музее приветствовали кумиров «ар брют». По-нашему – «грубого», либо «наивного», искусства. Авторы-французы впервые увидели свои работы на минской выставке. И тут же (прямо со стены) пополнили главное арт-собрание Беларуси.

В белорусском музее эта пара сегодня напоминала японцев в Лувре: держали объектив наготове, радовались, словно дети… А ведь из текстов к первой выставке французского «наива»: озорникам уже шестой десяток. Впрочем, им удалось то, о чём всю жизнь мечтал кубист Пикассо: «научиться рисовать так, как ребёнок».

Жан-Луи Серизье, художник (Франция): «На самом деле, мне абсолютно не нужно было возвращаться в тот возраст. Я просто из него не выходил. Огромное влияние в решении взяться за кисть оказал Нико Пиросмани. Он ведь тоже самоучка. Не меньше роль и примитивистов Италии».

Арт-критики зрят в линиях Серизье пересечения и с фовистом Матиссом, и сюрреалистом Шагалом. К слову, открыть белорусам такую буйную цветом Францию была его идея. Сегодня с выставки в коллекцию Национального художественного – «Женщина с собакой и игра в крокет». Дар «наивного» мэтра, безвозмездный.

Век назад здесь совершал променады с мольбертом таможенник Анри Руссо, а столетие спустя на этой же «Большой улице» встретил свою «Даму с собачкой» педагог Жан-Луи Серизье. Лаваль сегодня не только центр «ар брют» (буквально – «грубого искусства») Франции, но и столица сказочной Патотонии.


Страна, которой нет на карте. Лишь в гравюрах, подобно мифической Атлантиде. Это плод фантазии. Своих натурщиц Серж искал в личном огороде, на общественном рынке Лаваля – северного местечка Франции, чей климат весьма схож с нашим.

Серж Пайар, художник (Франция): «Вы знаете, было большим удивлением узнать, что я приехал как раз в ту страну, где картошка – национальный символ. Я уже тридцать лет рисую этот овощ. Он «питает» моё творчество, а я наполняю его деталями: птицами, рыбами…»

Бывший почтальон Пайар и нынешний преподаватель французского для иностранцев Серизье уверены: учиться никогда не поздно. И уж чего явно не ожидали в наших пенатах: выставлять своё, созданное для души, будут рядом с Шагалом, Заборовым… Но по-настоящему детский восторг – от «космоса» Драздовича. Наивного и понятного. Это стоит показать французам.

Подписывайтесь на нас в Telegram