Лукашенко лично протестировал новинку БелАЗа – самый большой самосвал в мире. В будущем завод планирует побить свой же рекорд

БелАЗ выпустил самосвал грузоподъёмностью 450 тонн. Такой впечатляющий экземпляр – первый и пока единственный на планете. Новинку в Жодино показали Президенту – Александр Лукашенко лично проехал за рулём гиганта, осмотрел новый цех БелАЗа и долго общался

БелАЗ выпустил самосвал грузоподъёмностью 450 тонн. Такой впечатляющий экземпляр – первый и пока единственный на планете. Новинку в Жодино показали Президенту – Александр Лукашенко лично проехал за рулём гиганта, осмотрел новый цех БелАЗа и долго общался с трудовым коллективом.

Новый класс карьерных самосвалов, высокая маневренность и оригинальная кинематика поворота – любые профессиональные характеристики укладываются в простую обывательскую формулировку – самый большой в мире. 450 тонн. Чтобы понять, сколько это, достаточно представить, что в кузов этого БелАЗа могут запросто вместиться 9 железнодорожных цистерн.

Над ним «колдовали» два года. В итоге получился впечатляющий экземпляр – 20 метров в длину, 10 – в ширину и ещё 8 метров высоты. Но самое уникальное то, что это единственный такой самосвал на всей планете, больше никто не делал. БелАЗ установил рекорд – 450 тонн.

В конструкторской разработке собраны все новации – например, на машине установлено сразу 6 двигателей, 2 основных дизельных и ещё по одному внутри каждой колёсной пары. Моторы работают независимо друг от друга и сами выбирают необходимый режим нагрузки. Уникальные шины изготовили в Японии – восемь колёс держат максимальную нагрузку в 800 тонн. Ещё два месяца испытаний – и первые самосвалы отправятся заказчикам, которые оставили заявки ещё год назад.

Супертяжеловес действительно громадных размеров. Колёса – высотой в пять метров. Равнодушным такой гигант не может оставить ни мальчишку, ни профессионального водителя, ни Президента.

Конструкторы рассказали об оригинальной системе поворота машины, продемонстрировали виртуальные испытания, а поучаствовать в реальных предложили Главе государства прямо на полигоне. Протестировать новинку лично Президент не отказался.

Управлять мощной машиной могут и те водители, которые работают на небольших карьерных самосвалах. Умная техника послушно отзывается даже на незначительные усилия. Руководитель предприятия Пётр Пархомчик поделился многоступенчатой системой подготовки. Пока конструкторы в своём бюро колдовали над узлами и механизмами, строители вовсю готовили новый цех, в котором и будут производить сверхтяжёлые машины. Возводили своими силами, сборщики работают на самом современном высокотехнологичном оборудовании.

На заводе ещё помнят непростую ситуацию четыре года назад, когда мировая экономика дала всеобщий сбой. Пока основные конкуренты БелАЗа – американский Caterpillar и японский Komatsu – сокращали производства, жодинцы сохранили рабочие места и превысили старые объёмы выпускаемой продукции. В 2012 году на заводе произвели почти 2 тысячи единиц автотехники. Складские запасы ещё достаточно весомы, но руководство предприятия уверено – этот факт временный. Параллельно здесь вкладывают деньги в обновление производства и пытаются минимизировать долю импортных комплектующих в БелАЗах. В том же новом самосвале пока лишь половина белорусского, но год-два – и обещают на три четверти использовать только своё.

Разгадка стратегии кроется в глобальном жодинском бизнес-плане. В холдинг входят пинский «Кузлитмаш» – там через год начнут производить колёсные ободья. В Старых Дорогах на механическом заводе займутся выпуском фильтров, причём не только для БелАЗа, но и для МТЗ и МАЗа. Извлекут жодинцы прибыль от работы и ещё двух своих филиалов: на Могилёвском вагоностроительном заводе освоят производство вагонной оси и колёсной пары. А на козловых и мостовых кранах будет маркировка «Сделано в Слуцке». Но главная задача – это не столько произвести, сколько продать. А это уже работа торгового дома БелАЗ. Впервые в своей истории по итогам 2012 года он вошёл в число 400 крупнейших компаний, работающих на российском рынке. Его потребность такова, что два из трёх произведённых на заводе грузовиков отправляются в карьеры Сибири и Урала.

Всего же БелАЗ снабжает техникой 32 страны. В 2012 году были открыты новые рынки сбыта – Индия, Индонезия, Финляндия и Австралия. Ещё один проект БелАЗа – участие в сборке китайских легковых автомобилей «Джили» под Минском. И это производство может тоже получить ускорение и весьма интересное развитие.

Посещая БелАЗ, Президент коснулся и других отраслей промышленного производства. Например, существенные вливания были в своё время сделаны в деревообработку. По словам первого вице-премьера Владимира Семашко, сегодня есть первые результаты.

Прорывные инновационные проекты и дальше будут получать государственную поддержку. Но главное условие прежнее – они должны быть сверхприбыльными и максимально эффективными. Там же, на предприятии, Александр Лукашенко пообщался с трудовым коллективом и ответил на вопросы. Один из них коснулся новшеств в оплате больничных листов – мол, тем, у кого рабочий стаж менее 5 лет, оплачивают листок нетрудоспособности всего на 60%, таков закон.

Здоровая нация – в этом будущее, заверил Президент. И государство намерено поддерживать те семьи, которые будут стремиться рожать детей. Речь о так называемом материнском капитале.

В 2014 году на БелАЗе (единственном производителе карьерных самосвалов в СНГ) просчитывают мощный рывок на мировом рынке. Хотят сделать в хорошем смысле слова «революцию». Впрочем, эволюцию в производстве жодинцы уже сделали довольно веской цифрой в 450 тонн. Здесь уже ждут в гости экспертов из Книги рекордов Гиннесса, чтобы зафиксировать мировое достижение. И явно не последнее – конструкторы хотят перешагнуть полутысячный рубеж грузоподъёмности и «колдуют» над новым самосвалом. Уже в 560 тонн.


Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram