Как пандемия повлияла на туризм и что происходит с туротраслью Беларуси?

Как пандемия повлияла на туризм и что происходит с туротраслью Беларуси?

На туризме Европа зарабатывала почти 200 миллиардов евро в год. Сейчас вопрос стоит – как спасти хоть что-то. Отдельные страны заявляют, что готовы пускать на пляжи только со справкой об отсутствии коронавируса. Хотя, если вспомнить пляж в разгар сезона, какая там социальная дистанция? Смогут ли белорусы погреться у моря? И что вообще происходит с туротраслью в стране, которая не закрывала границ? Период отпусков всё ближе и ближе, но на этот раз караваны самолётов в тёплые страны уж точно не потянутся – пандемия спутала карты не то что отдыхающим – туриндустрия во всём мире на грани большого коллапса. И наши соотечественники не стали исключением – с марта турагентства не получают никакой выручки, а те, кто уже оплатил путёвки, думают, что теперь с этой ситуацией делать. 

Николай с семьёй 18 июля собирался в Турцию на 11 дней. Всю сумму ещё в январе внёс предоплатой, принёс почти 2700 евро. И теперь дверь закрыта. Недавно выяснилось, что турфима не то что Николая с семьёй в солнечный Измир не отправит – сама отправляется в последний путь – на ликвидацию. И деньги остались там.

Николай Короткевич: «Не только «Слетать.бай» касается, думаю, таких людей очень много. На сегодняшний день они сделали выплаты зарплат работникам, уволили всех работников, оплатили все налоги, и у них на счету 300 рублей. Ситуация какая-то интересная – почему хватает на зарплату сотрудникам, на налоги, а на выплату кредиторам денег нет? Они склоняют на то, что им должен деньги «Тэз-Тур»».

Пункт 3.7 договора – в случае невозможности исполнения деньги возвращаются клиенту в течение 14 дней. Этот срок давно вышел. Написаны заявления в общество защиты прав потребителей и милицию. Видимо, вместо солнечного Измира теперь Николаю предстоит долгая тяжба. Конечно, не все случаи настолько тяжёлые. Наталья Чак собиралась в Грецию, но в этом сезоне уж точно – не судьба. Тем не менее, согласилась на те условия, которые предложила турфирма. В том числе и благодаря этому есть шанс, что организация не отправится «в мир иной».

Наталья Чак: «Честно говоря, я очень хотела полететь на отдых, и мне директор агентства предложила несколько разных вариантов, как можно выйти из этой ситуации – либо перенести на более позднее время, либо заморозить денежные средства на следующий год на поездку. Поскольку очень хотелось отдохнуть, я решила, что это будет, наверное, самый правильный вариант – не возвращать деньги, а полететь в следующем году на отдых».   

Во время раннего бронирования путёвки купили около 300 тысяч белорусов, и общая сумма задолженности перед ними – около 400 миллионов. Турфирмы ссылаются на то, что деньги эти уже перечислены принимающим поставщикам – авиакомпаниям, отельерам, которые, в свою очередь, вернуть их тоже не могут – средства идут на поддержание бизнеса – иначе такой же банкрот. Но прибыли нет ещё с марта, и не предвидится. Для небольших турфирм даже один такой иск о возврате может обернуться ликвидацией. Те, кто побольше, пытаются выходить из ситуации.

Турфирме Оксаны Бичун в апреле исполнилась четверть века. Конечно, ни о каком праздновании юбилея речи не идёт. Только о выживании – офис пришлось ужать до одного помещения. Сохранить хотя бы ключевых сотрудников, чтобы у этого бизнеса был хоть какой-то шанс на продолжение. Уверена, без помощи государства на законодательном уровне не справится – снизить бы аренду, проценты по кредитным обязательствам. И главное… 

Оксана Бичун, директор турфирмы: «Нужно принятие нормативно-правового акта, который позволит нам на законных основаниях отсрочить исполнение наших обязательств перед клиентами с целью сохранить им их денежные средства и вернуть эти деньги, либо исполнить обязательства путём оказания услуг».

Пакет предложений уже сформирован, пока что идёт обсуждение в кулуарах. Он предполагает отсрочку платежей до конца года.Между тем, любой кризис – это не только проблемы, но и всегда – новые возможности. По мнению специалистов, у Беларуси есть шанс переформатироваться и обратить более пристальное внимание на туризм внутри страны – снизить себестоимость, создать новые продуктовые линейки. И уже потом, когда пандемия закончится, выйти на международный рынок во всеоружии. Хотя только за счёт внутреннего рынка туриндустрия тоже не выживет. И это касается не только Беларуси. Сейчас многие страны создают коллаборации, чтобы развивать региональный туризм. Таким путём уже пошла Прибалтика. Европа закроется внутри себя. Но у белорусов тоже есть, где искать союзников.

Филипп Гулый, председатель правления Республиканского союза туристической индустрии: «В первую очередь – Украина, при условии, что российский рынок не открывается для нас. А во вторую очередь (интересное явление – замкнутость Европы позволяет нам думать о серьёзном турпотоке, о туристах из дальней дуги) – Индия, страны Персидского залива, с кем у нас начинали налаживаться отношения. Но сейчас европейская закрытость и наша собственная европейскость позволяет дать конкурентоспособный продукт. Это не краткосрочная перспектива, но и не долгосрочная». 

Восстановление мировой отрасли может занять 5-6 лет, говорят эксперты. Но первые ласточки уже в полёте – в Португалии, например, разрабатывают приложение, благодаря которому можно выбрать пляж в зависимости от количества отдыхающих. Туристический сезон для иностранцев решили не отменять турецкие власти. Правда, выглядеть всё это будет уже совсем не так. Новый санитарный протокол для отелей состоит из 129 пунктов – постоянная дезинфекция, социальная дистанция между стульями 60 сантиметров, между столами – полтора метра, постоянный мониторинг температуры с фотофиксацией и прочее. Понравится, наверняка, не всем. Но турки говорят, стоит смириться – отдых, как и весь мир, уже никогда не будет прежним.

Подробнее – в видеоинформации. 

Подписывайтесь на нас в Telegram