Что предложили на VI Форуме в Питере главы Беларуси и России? И почему дедлайн определён декабрём?

В союзном строительстве пришло время не разговоров и обсуждений, а действий – реальных, принципиальных решений. Есть ли гарантии того, что призыв Президента будет воспринят и общие слова сменятся реальными действиями? Предположим, что этот вопрос, скорее, для аналитиков, которые давно следят за ситуацией и делают свои прогнозы. Срез очевидных интеграционных проблем и поиск рычагов управления ситуацией, которую, безусловно, надо менять. Что предложили на форуме в Питере главы государств? И почему дедлайн определён декабрём?      

Запомните Питер таким: без дождя и туч. Это, на самом деле, редкость. В дни проведения форума погода будет так переменчива, что невольно напросятся сравнения. VI Форум регионов заявляли как посвящённый гуманитарному и культурному сотрудничеству. Общая история, схожая культура, традиции… Понятно, что над этими составляющими в отношениях Беларуси и России светит яркое солнце. А вот в экономике: всё ли так безоблачно? 

Конечно, Союзное государство – это огромная территория. Погода в Бресте и Владивостоке просто не может быть одинакова, как, впрочем, и внутри самой России. Ведь это восемь десятков регионов. В той или иной степени Беларусь сотрудничает со всеми. В той. Или иной. Тут уж, как ветер подует. Среди российских регионов есть «десятка» лидеров-покупателей белорусской продукции. Так вот на их долю приходится 70% экспорта в Россию. Соответственно, остальные 30 разбросаны на несколько десятков. В обратном направлении это работает точно так же. Топ-10 поставщиков российских товаров в Беларусь составляют 75% российского импорта. Сделать торговлю как можно более равномерной, чем не цель для Форума регионов?! Это с одной стороны. А с другой – в простой торговле странам давно тесно. Свежий пример промкооперации – создание совместного предприятия «Белкоммунмашем» и мэрией Новосибирска. И послушайте, что говорит на этот счёт мэр…

Анатолий Локоть, мэр Новосибирска (Россия): «На основе старых изношенных новосибирских трамваев мы производим модернизацию и получаем новый (по сути) вагон. Причём по цене почти в полтора раза дешевле, чем если бы мы покупали на внутреннем рынке – это очень важно сегодня. Качество-цена. Все исходят из этого – экономика диктует условия». 

Простой пример, как российскому региону выгоднее сотрудничать с белорусским, чем с соседним. И это подогревает конкуренцию на российском рынке. Ведь общей промышленной политики в Союзном государстве нет. Нет стратегии промышленной кооперации. И если нет чётких правил, то кто сказал, что конкуренция будет честной? 

Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Есть прямые факты недобросовестной конкуренции. Мы же это всё понимаем. А самое недоброе, что мы видим. То, что идёт дискредитация отдельных предприятий – необоснованно, нечестно. Как с этим бороться? Это же не просто конкуренция, это закладывает стереотипные представления. Этому надо поставить серьёзный барьер».

Так каждый сам за себя или мы всё-таки в союзе? Циклоны и антициклоны сменяют друг друга. Машиностроение и сельское хозяйство – два козыря Беларуси. И только из-за молочных «игр» (назовём это так) страна в прошлом году недополучила почти 400 миллионов долларов. Но если исходить из того, что во всём есть свои плюсы, то всё, что не убивает – делает нас сильнее. 

Александр Субботин, министр промышленности и агропромышленного комплекса Евразийской экономической комиссии: «Вы знаете, эти закрытия позволили нам на голову, а то и на две стать выше. И в качестве, и в контроле. Мы в 3-4 степени повысили контроль за своим сырьём и продукцией. Бренд «Сделано в Беларуси» – это бренд-показатель качества, вкусной и качественной пищи. И показатель этого то, что многие подделывают это бренд и пытаются заходить на этот рынок, продавая всякий фальсификат».

В этой неравной конкуренции, пожалуй, и скрыты причины всех интеграционных туч. Ведь сделай цену на газ для Беларуси равной Смоленской области, то как тогда разгонятся белорусские предприятия? Компенсируй потери от налогового манёвра или грязной нефти, как тогда заработают модернизированные белорусские НПЗ? Всё это так тесно переплетено, что представляет собой большой интеграционный клубок. Но на полях Форума обо всём этом говорят. Да, экономика сегодня во многом политизирована. Но так во всём мире. И умение договариваться во времена штормов, похоже, становится наиболее ценным.

Они могли бы и не предавать огласке всю серьёзность разговора. Но интеграционная волокита в какой-то момент стала так очевидна, что за переговорным марафоном следят как за захватывающим сериалом. И Александру Лукашенко явно не хотелось бы бить рекорды многосерийности… 

Это посыл правительствам и, прежде всего, российскому. И вот почему. Накануне встречи глав государств в Санкт-Петербурге ходили разговоры: а может стороны по-разному расставляют приоритеты? Минск предлагает идти от частного к общему. То есть снять сначала болевые моменты, типа запретов на поставки сельхозпродукции, несогласованности в расчёте цены на газ, компенсировать налоговый манёвр. А Москва, по крайней мере, отдельные её представители, наоборот, готовы двигаться только от общего к частному. Мол, сначала более тесная интеграция, а потом уже всё остальное. Но ведь промышленная кооперация связывает тысячи предприятий. И что? Им всем подождать, пока Минск и Москва доинтегрируются до какого-то уровня?

Пока конкретику этих переговоров те, кто принимал в них участие, не распространяют. Но это всегда вопрос времени. На сегодня важно, что появились альтернативные пути решения наболевших вопросов. 

Дмитрий Крутой, министр экономики Беларуси: «Президенты внесли инициативы. И поручили отработать. Конечная дата – 8 декабря. Да, чтобы были готовы: сама программа, дорожная карта и принципиальные соглашения, которые позволят текущие вопросы решить, в первую очередь по газу».

Считать ли это победой в этом раунде – пусть каждый решаем сам. В конце концов, интеграция не соревнование, хоть порой так его напоминает. И она просто по определению должна быть всепогодной – вопреки любым прогнозам.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Корреспонденты:
Анна Пыж