Есть ли жизнь после тюрьмы и как помочь амнистированным адаптироваться на свободе?

Есть ли жизнь после тюрьмы? И как не застрять во «вчерашнем дне» – эти сложные вопросы задают себе те, кто, наконец, дождались и теперь могут смотреть на небо без решётки. История Станислава Цыбинского сложная. Впору сказать: «Не зарекайся». Спасал девушку от изнасилования, а в результате – отсидел в тюрьме за убийство. И вот долгожданная свобода и немое одиночество. Случайные люди помогли адаптироваться, теперь Станислав  сам – проводник в мир правильной жизни. 

В Беларуси  вступил  в силу очередной закон об амнистии. Она коснулась почти 6000 человек. Каждый третий из них – заключённый колоний и тюрем. Люди уже начали освобождаться, а вот пойти многим просто некуда – ни дома, ни семьи. Эту тему мы редко  поднимаем, о  ней не принято говорить. А в Гродно живёт парень, который уверен – таким людям нужно помогать не меньше, чем старикам и инвалидам. В первую очередь,  встать на ноги, чтобы от безысходности снова не украли, не убили и не сели в тюрьму. Ему пишут сотни, со всей страны. Отвечает каждому и старается помочь, чем может.

«Вот,  смотрите, на Витебск пойдёт посылка, на ИК-2, на ИК-4. Анне пойдёт, она очень попросила. Является сиротой, вот ей поддержка».

А ещё Гомель, Речица, Бобруйск, Гродно – треть маленькой комнаты Станислава Цыбинского  в общежитии занимают посылки незнакомцам. Одежда, еда, средства гигиены. Уже больше года он так помогает тем, кто только что освободился или вот-вот выйдет из тюрьмы. И ничего не требует взамен. Говорит, главное, чтобы верили в доброту и от безысходности не взялись за старое. 

Станислав Цыбинский: «Люди остаются на улице, они выброшены, и  именно из-за того, что они судимы, обществом навязано, что они являются изгоями. Но, к счастью, есть хорошие добрые люди, которые протягивают руку помощи. И я понимаю, что я не могу, не имею права бросить ребят, которые мне пишут, которые мне звонят в беде». 

А просьбы простые – наладить быт. Срабатывает сарафанное радио – инициативному парню пришло уже больше 3000 писем.

«Здорово, Стас! Я освобождаюсь 16.11.19 года. Не в чем ехать домой».

Нужды Станислав понимает как никто. Сам отсидел 16 лет за убийство. Еще 18-летним парнем спас девушку от изнасилования, обидчик умер в больнице. Уже два года Стас на свободе, работает официантом. Люди помогли, они же заселили в общежитие. Хотя прежде ему отказывали почти 160 раз. И это человеку с шестью специальностями. С болью вспоминает, как жил на вокзале.

«Я снимал, ложил под голову сумку, ложился в позе зародыша и вот так пытался уснуть».

Четыре месяца избегал патруля, мылся в общественной уборной, перебивался случайными заработками. Сейчас едва ли не единственный волонтёр в регионе, который помогает бывшим заключённым обустроиться на свободе. Кирилл – среди неравнодушных. Увидел в интернете статью, решил помочь. Неделю назад перебрал шкафы и холодильник, собрал шесть пакетов. Теперь готовит очередную партию. Кому отправляет, знает, но это не смущает – тоже люди.

Кирилл Чубань: «Есть друзья, есть знакомые. Я им сказал, они остались тоже не равнодушны. Кто-то майку дал, кто-то шорты, кто-то штаны, кто-то куртку и так вот всё собирается. Их завозят на дачу, в деревню, а они там лежат на полках  пылятся. А так могли бы у других людей поинтересоваться, кому можно помочь, кому отдать».

Вещи Станислав тут же отправляет по адресу. На одной из городских строек работают два новичка. Первый месяц зарплаты пока нет, а жить на что-то надо. Мужчины познакомились в интернете и не ожидали, что виртуальный друг откликнется. 

Николай Севастьянов: «Сейчас не было работы, и  вот только недавно устроился. Нуждаюсь немножко. Те же вещи зимние, свои поизносились, а покупать ещё нет средств. Приходится самому сражаться с этой жизненной ситуацией. Поэтому дело очень стоящее и необходимое».

Впереди холода. Обращений станет больше. Куртки, ботинки, шапки будут самым ходовым товаром. Только за последние четыре месяца ему уже удалось решить проблемы более чем 300 подопечных. Правда, справляться одному все сложнее, рук не хватает. Даже просто развести вещи или отправить посылку. Станиславу не раз говорили: эту бы энергию, да на помощь больным детям или старикам. Но для таких категорий уже есть фонды и благотворительные организации. В помощи же экс-осужденным Беларусь – пока в начале пути. 

Станислав Цыбинский: «Я бы хотел, чтобы общество и  общественность посмотрели немножко с другой призмы. Нет того процесса, чтобы можно было ресоциализировать, то есть вести осуждённого к правопослушному поведению, дать возможность трудоустроиться и обеспечить жильём. Вот это – самые основные важные моменты».  

Инициативой уже заинтересовались власти Гродно. Готовы официально предложить сотрудничество. Правда, для этого нужно как можно скорее получить юридический статус. Частная инициатива должна стать общественной организацией. А для этого в неё должны войти 10 человек. Пока единомышленников лишь трое. Но Станислав уверен, что у него все получится. Теперь он это знает наверняка, ведь однажды он начал жизнь с чистого листа.

Подписывайтесь на нас в Telegram