Наступления повстанцев в Сирии – столь быстрого и слаженного – не ожидал никто. Во многих городах им попросту не оказывали сопротивления. Президент Асад покинул и пост, и страну. К власти в Сирии пришла группировка «Хайят Тахрир аш-Шам». С одной стороны, по миру разлетаются кадры ликования – настоящий праздник жизни после (как уверяют) железной руки Асада.
С другой, над Сирией нависла тревога и неопределенность. В этом смысле ничего не изменилось. Палят вверх – это вообще неизвестно, что значит. И непонятно, чего ждать от группировки, которую во многих странах считают террористической. Сирийцы – бежавшие и оставшиеся в стране – опасаются репрессий на политической, религиозной или любой другой почве. Это ведь Восток!
Конфликт в Сирии – долгий и крайне запутанный. В гражданской войне на разных этапах поучаствовали, наверное, с десяток заинтересованных. Каков расклад сил сейчас? Можно ли говорить о том, что война остановлена? На эти вопросы в эфире программы «Как посмотреть» на ОНТ ответил эксперт Центра арабо-евразийских исследований (Россия) Дмитрий Бридже.
Дмитрий Бридже: «Конечно, конфликт в Сирии остается одним из самых сложных и кровопролитных кризисов современности с момента начала гражданской войны в 2011 году, когда многие считали, что это было связано с “арабской весной”. И мы знаем, что “арабская весна” была связана со многими арабскими странами. Это Египет, Ливия, Йемен и другие страны. Во многих странах был успешный опыт. В других странах мы видим цикличность событий. Уходит старый режим, потом – новое восстание, потом – опять приходит новый режим, и так это не заканчивается. То есть, не приходит правительство, которое может успешно решить проблемы граждан. И сейчас новое правительство, которое формируется, как раз формирует “Хайят Тахрир аш-Шам”. Есть большие проблемы с формированием новых институтов. Мы тут говорим, конечно, о Министерстве внутренних дел, Сирийской арабской армии, которой сейчас уже в принципе не существует. Это создает большую проблему для Сирии, потому что этим может воспользоваться ИГИЛ и разные другие радикалы. Хотя мы должны хорошо понимать, что к власти в Сирии сейчас пришли и радикалы».
Политолог уверен, что ситуация на Ближнем Востоке после событий в Сирии будет меняться.
Дмитрий Бридже: «В принципе, ситуация в регионе будет меняться. Придется Ирану менять свою политику на территории Ближнего Востока. Также и России придется менять политику на территории Ближнего Востока. И для Турции это тоже важно, потому что для президента Реджепа Тайипа Эрдогана важно то, что легко можно возвратить беженцев, которые находятся на территории Турецкой Республики, обратно в Сирию. Это решит многие экономические проблемы. Ну и плюс, возможно, Турция воспользуется сирийскими ресурсами, потому что все-таки, мне кажется, Эрдоган не просто так инвестировал в группировки, которые находились на территории севера Сирии. И теперь он может воспользоваться ситуацией в Сирии для того, чтобы показать свое влияние в регионе».
Подписывайтесь на нас в Telegram