Дешёвая нефть – это благо или проблема для экономики Беларуси?

Дешёвая нефть – это благо или проблема для экономики Беларуси?

Нефтяной рынок на неделе лихорадило. Если в пятницу, 6 марта, баррель марки Brent стоил 45 долларов, то в понедельник, когда биржи открылись, за него давали только 31 доллар. Суточное снижение на 30% стало самым стремительным со времен войны в Персидском заливе. В этот раз боевых действий (в прямом смысле слова) никто не начинал. Но война идет – энергетическая. По разные стороны баррикад стали Россия и Саудовская Аравия. 

Повод – страны ОПЕК+ не смоги договориться о сокращении добычи, чтобы поддержать цену. В итоге Москва и Эр-Риад начали агрессивную игру «на понижение», попутно выбивая с рынка американские компании, где себестоимость добычи черного золота значительно дороже. Акции «Роснефти» и «Лукойла» также упали на 4%. Общие потери – 4,8 миллиарда долларов. Что значит дешевая нефть для Беларуси? Благо или проблема? Это дополнительные возможности.  Премьер-министр Сергей Румас на переговорах со своим коллегой в Москве, представил новые предложения для нефтяных компаний и считает, что нынешняя ситуация позволит сблизить позиции в нефтяном споре.


6 марта крупнейшие игроки нефтяного бизнеса будут вспоминать еще долго. Более 7 часов поиска компромисса. В кулуарах звучит: «Эти переговоры самые противоречивые за историю существования ОПЕК». Справедливости ради стоит сказать, что и предпосылок таких в истории не было. Рынок черного золота в последнее время действительно штормило: Китай из-за коронавируса приостановил предприятия, спрос на нефть стремительно падал, снижалась ее цена, от того страдала глобальная экономика.

Цены на нефть решили поддержать. Сообща. Это и стало главной темой заседания ОПЕК+. Обсуждали предложение  Саудовской Аравии – дополнительное сокращение добычи нефти. Схема простая: ОПЕК сокращает добычу на 1 миллион баррелей в сутки, а остальные 500 тысяч – должны взять на себя союзники по альянсу, в том числе Россия. Договориться не удалось.

Дальше и произошло то, что стало спусковым крючком в конфликте. Государственная нефтяная компания Саудовской Аравии объявила беспрецедентное снижение цен на свою нефть для клиентов на всех рынках. На войне, как говориться, все средства хороши. В итоге прошедшая неделя для экспортеров нефти началась с катастрофического события.  Цена за баррель обновила минимум – всего 31 доллар. 

Кто выйдет из этой схватки победителем, пока судить рано. Одно предельно ясно: знаменитое выражение «не наша война» – это не про нефть. Эксперты уверяют, отразится конфликт на всех странах.  В зоне риска не только линия фронта – добытчики. Они уже терпят издержки. К примеру, Россия подсчитала, что в 2020 году сокращение нефтегазовых доходов страны составит 27 миллиардов долларов.  На фоне падения цен на нефть Беларусь все же может извлечь выгоду, утверждают эксперты. По сути, появилась дополнительная возможность договориться по нефтяному вопросу как с Россией, так и с альтернативными поставщиками.  

В концерне «Белнефтехим» пока воздерживаются от дальнейших прогнозов относительно перспектив заключения контрактов с традиционными поставщиками нефти из России. Пока не совсем ясно, как на эту ситуацию отреагируют ведущие нефтяные компании. 

Нефть в России покупать мы будем. Это по-прежнему самый эффективный вектор с точки зрения минимизации издержек. А вот курс на диверсификацию поставок углеводородов, уверяют эксперты, Беларусь взяла очень своевременно. Предложений  о поставках  в нашу страну и переработке ее здесь уже немало. Речь как минимум о 6 миллионах тонн, которые нам могут поставить по разным направлениям. Готовность поставлять сырье по конкурентным рыночном ценам подтвердил госсекретарь США Майк Помпео.   

В одном эксперты сходятся: кто вовремя отреагировал на изменения рынка, тот и победил. Сегодня НПЗ оставаться рентабельными все сложнее. Важно, чтобы логистика была эффективной. А продавцы не так охотно берут на себя транспортные расходы. Увеличение инновационного компонента в нефтехимии – вот будущее отрасли.  

На неделе цена за баррель все же немного подросла – до 35 долларов. Вырастет она еще в ближайшее время или вновь снизится, остается лишь предполагать. Крах сделки ОПЕК+ будет усиливать неопределённость инвесторов и оказывать давление на котировки в ближайшие месяцы. А все это в совокупности может стать дополнительным фактором торможения мировой экономики. И подсчеты уже есть. По прогнозу Института международных финансов, в 2020 году рост глобального ВВП может замедлиться с 2,6% до 1%. Значение станет самым низким со времён финансового кризиса 2008 года. 

Подписывайтесь на нас в Telegram