Какими достижениями в космической сфере может гордиться наша страна?

Новости Беларуси.Накануне белорусы по праву отмечали День космонавтики. С запуском собственного спутника страна вошла в список космических держав – ещё семь лет назад. Всё началось гораздо раньше, а сегодня двигать науку готовы не только в лабораториях.  Об этом сообщили в программе «Наши новости. Субботний выпуск» на ОНТ.   

Новости Беларуси. Накануне белорусы по праву отмечали День космонавтики. С запуском собственного спутника страна вошла в список космических держав – ещё семь лет назад. Всё началось гораздо раньше, а сегодня двигать науку готовы не только в лабораториях.  Об этом сообщили в программе «Наши новости. Субботний выпуск» на ОНТ.   

Его планета – в пределах компактной квартиры. Исследовать почву домашний марсоход не может, зато отлично справляется с работой видеооператора. Снимать аппарат умеет даже ночью. Изящно обходит препятствия. Разгадать секрет столь ловкого шасси помог Интернет, а разогнать идею – давняя мечта. Михаил по образованию психолог, но уже пять лет в IT.

Михаил Костин, программист, разработчик марсохода: «Я однажды заходил на "ТИБО" и увидел робота. Я подумал, что классно самому такого сделать. За Curiosity я следил очень долго. Следил, как его запускали, как эта миссия развивалась, какие фотографии приходили оттуда». 

Пока знаменитый прототип покоряет марсианские кратеры, его «младший брат» впечатляет хвостатого пилота. На сборку мини-копии потрачены год и почти 2000 рублей. Дорабатывать приходилась не раз.

Михаил Костин, программист, разработчик марсохода: «Сейчас он на пороге качественных изменений. Будет переделан манипулятор, ещё я хочу поставить сюда компьютерное зрение, то есть поставить двойную камеру, чтобы марсоход сам смог оценивать расстояния. Ещё счётчик Гейгера хочу прикрутить. Как же не измерять радиацию? Это же марсоход! А когда появится имя – сделаю бирочку». 

О колонизации Марса говорят не первый год. И как не вспомнить главного космического энтузиаста? Но когда до эффектного запуска электрокара было очень далеко, выводить шаттлы на орбиту уже помогали в Беларуси.  

Правда, земное притяжение оказалось сильнее... Космонавтом Михаил Семенович не стал, но космос в его жизни ближе, чем звёзды. В лаборатории физик провёл более полувека! В начале 1960-х годов в институте тепло- и массообмена впервые запустили плазматрон.   

Температура струи – около 7000 градусов! Так тестируют теплозащиту космических кораблей. Учёные, по сути, моделируют вход в атмосферу. Проверку в Минске в своё время проходил даже «Буран» (советский аналог американского челнока). 

Михаил Третьяк, ведущий научный сотрудник Института тепло- и массообмена имени В. Лыкова НАН Беларуси: «Прежде чем отправить в космос изделие, сначала надо отработать его защиту, потому что, когда аппарат на Землю садится или на какую-то планету, где атмосфера есть, он будет сильно разогреваться. Эти работы были, есть и будут».

Ещё в советской космической программе белорусам отвели изобретательскую миссию. Подарив стране десятки разработок, наши соотечественники шагнули дальше… На орбите побывали Пётр Климук, Владимир Ковалёнок и Олег Новицкий. Последний даже взял на борт флаг. А семь лет назад Беларусь официально стала космической державой. Престижный статус нам принёс первый спутник. Теперь спутников – три. Будет и четвёртый. Белорусско-российский. Чертежи под грифом «Секретно», но планы космические. Аппарат сверхвысокого разрешения запустят на орбиту через четыре года. 

Силуэт горизонта событий, за пределами которого законы физики уже не действуют, на днях рассмотрели европейские учёные. Сверхмассивную чёрную дыру впервые «поймала» сеть из восьми радиотелескопов. Впрочем, ещё больше научных сенсаций на счету их оптических «коллег». Один только «Хаббл» чего стоит! Тайны Вселенной за пределами земной атмосферы летающая обсерватория собирает почти 30 лет. Ключевой элемент любого космического телескопа – это в меру тонкие, ультралёгкие и способные работать в невесомости зеркала. Им под силу выдерживать резкие перепады температур (от -100°C до +100°C). 

По твёрдости карбит кремния не уступает алмазу. Материал этот очень перспективный. К примеру, на его основе создано зеркало орбитального телескопа «Гершель». В Беларуси такой оптикой (правда, в куда меньших масштабах) занимаются лишь несколько лет. Проект коммерческий, имя заказчика не раскрывают… Создать космическое зеркало непросто! Процесс кропотливый и отнюдь не дешёвый. От получения материала до выхода готовой продукции – образец проходит более 20 технологических стадий. Только на создание подложки зеркала уходит полтора месяца. Столько же требуют шлифовка, полировка и нанесение отражающего покрытия. 

Павел Гринчук, заведующий отделением теплофизики Института тепло- и массообмена имени В. Лыкова НАН Беларуси: «Для работы в космосе нам важно не просто получить зеркало. Важно, чтобы оно сохранило свои характеристики, чтоб мы получили необходимую форму поверхности. Ещё важно, чтобы это зеркало было лёгким. Одно из наших серьёзных достижений – это то, что мы научились делать структуры облегчения».

Освоение космоса – это уже давно не только про сверхдержавы. Путь к звёздам у Беларуси свой. Людьми, желающими заглянуть в тайны Вселенной, наша земля богата. И как знать, куда приведут мечты, ведь любое большое дело начинается с малого шага.


Подписывайтесь на нас в Telegram